Чистка дроссельной заслонки и клапана холостого
Обратная связь (ОС) КХХ осуществляется не по процентам открытия КХХ, а по оборотам двигателя (так называемая "глубокая").Причем этот тип связи применен и в системе VVTi (напряжение клапана VVTi зависит от показаний ДПРВ), и в системе смесеобразования (длительность впрыска привязана к напряжению лямбды). Причем в последней системе колебания напряжения на лямбде (узкополосной!) как раз и вызваны постоянной коррекцией длительности импульса форсунок: много кислорода- малое напряжение, добавляется топливо- мало кислорода- высокое напряжение, уменьшается топливо- много кислорода и т.д. Период колебаний определяется скоростью реакции лямбды и топливной системы.
Вернемся к теории управления КХХ. Формирование управляющего импульса (ШИМ- модуляция) для КХХ происходит несколько "заторможенно"- такая особенность ОС для КХХ. Выглядит это, по моему мнению, примерно так (на моем авто): ЭБУ "хочет" получить обороты 750 и задает "табличное" значение, например 30%. КХХ отрабатывает заданное напряжение, двигатель развивает 780. ЭБУ "ждет" (не меняя импульс КХХ) некоторое время (0.5-1.5 сек), по прошествии этого промежутка времени меняет значение управляющего импульса, например, до 25%. Обороты получаются 730. Опять ЭБУ "ждет" и вновь меняет процент открытия, соответственно, меняются обороты. ЭБУ прекращает изменять процент открытия только тогда, когда обороты стабилизируются в некотором диапазоне (в моем случае плюс-минус 8-10 об/мин при 750 на "Р" или "N", прогретый двигатель). Как я понимаю, такое отклонение вызвано уже регулированием смесеобразования- здесь рулит лямбда. А чтобы КХХ не мешал лямбде "идеализировать" смесь, на погрешности оборотов в таком малом интервале ЭБУ "не обращает внимание". Но как только погрешность увеличится свыше заданной в ЭБУшных мозгах, процент открытия (теоретический, выдаваемый ЭБУ в виде импульса управления) КХХ изменится. Однако совсем не факт, что это изменение КХХ отработает правильно! И, в случае неправильной отработки процента открытия клапаном ХХ, ЭБУ "увидит" несоответствие "табличным" оборотам, импульс через 0.5-1.5 сек будет изменен. И так до тех пор, пока либо импульс не установится в крайнее значение (0 или 100% в зависимости от направления регулирования), либо (чаще всего) пока не стронется шторка КХХ. Но так как регулирование в случае затрудненного вращения ротора КХХ уже превратилось в избыточное ("перерегулирование"), обороты изменятся в бОльшей степени, чем нужно ЭБУ. Начнет происходить обратный процесс изменения импульса КХХ, заканчивающийся перерегулированием в противоположную сторону.
Для себя я отметил такую закономерность: если КХХ убит чуть-чуть, период колебаний оборотов (и изменение процента КХХ) составляет примерно 2-3 сек (одна ступень "перерегулирования"), если побольше- тогда раз в 3-5 сек, и с бОльшим провалом и подъемом оборотов. Не правда ли, что-то напоминает?
Теперь к практике: если Вашу схему немного доработать (как на рисунке) и использовать "угольный" (не проволочный!) переменный резистор, тогда на Вашем КХХ можно будет имитировать управление процентом открытия шторки. Единственное, что может потребоваться- поменять номинал резистора 6.8к на другой, в зависимости от полученного диапазона регулирования. Это связано с разными модификациями КХХ, отличающимися "крутизной" характеристики. Номиналы резисторов указаны для КХХ 1SZ 2003 года, с тремя винтами крепления к БДЗ (это мой двигатель).