Клуб любителей Toyota Vitz
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Новости Клуб Контакты Сделать Закладку
  Клуб любителей Toyota Vitz Клуб любителей Toyota Vitz
Toyota Vitz (Yaris) Toyota Platz (Echo) Toyota FunCargo (Yaris Verso) Toyota BB Toyota Ist Toyota Will
 
 

Чистка дроссельной заслонки и клапана холостого

Обратная связь (ОС) КХХ осуществляется не по процентам открытия КХХ, а по оборотам двигателя (так называемая "глубокая").
Причем этот тип связи применен и в системе VVTi (напряжение клапана VVTi зависит от показаний ДПРВ), и в системе смесеобразования (длительность впрыска привязана к напряжению лямбды). Причем в последней системе колебания напряжения на лямбде (узкополосной!) как раз и вызваны постоянной коррекцией длительности импульса форсунок: много кислорода- малое напряжение, добавляется топливо- мало кислорода- высокое напряжение, уменьшается топливо- много кислорода и т.д. Период колебаний определяется скоростью реакции лямбды и топливной системы.
Вернемся к теории управления КХХ. Формирование управляющего импульса (ШИМ- модуляция) для КХХ происходит несколько "заторможенно"- такая особенность ОС для КХХ. Выглядит это, по моему мнению, примерно так (на моем авто): ЭБУ "хочет" получить обороты 750 и задает "табличное" значение, например 30%. КХХ отрабатывает заданное напряжение, двигатель развивает 780. ЭБУ "ждет" (не меняя импульс КХХ) некоторое время (0.5-1.5 сек), по прошествии этого промежутка времени меняет значение управляющего импульса, например, до 25%. Обороты получаются 730. Опять ЭБУ "ждет" и вновь меняет процент открытия, соответственно, меняются обороты. ЭБУ прекращает изменять процент открытия только тогда, когда обороты стабилизируются в некотором диапазоне (в моем случае плюс-минус 8-10 об/мин при 750 на "Р" или "N", прогретый двигатель). Как я понимаю, такое отклонение вызвано уже регулированием смесеобразования- здесь рулит лямбда. А чтобы КХХ не мешал лямбде "идеализировать" смесь, на погрешности оборотов в таком малом интервале ЭБУ "не обращает внимание". Но как только погрешность увеличится свыше заданной в ЭБУшных мозгах, процент открытия (теоретический, выдаваемый ЭБУ в виде импульса управления) КХХ изменится. Однако совсем не факт, что это изменение КХХ отработает правильно! И, в случае неправильной отработки процента открытия клапаном ХХ, ЭБУ "увидит" несоответствие "табличным" оборотам, импульс через 0.5-1.5 сек будет изменен. И так до тех пор, пока либо импульс не установится в крайнее значение (0 или 100% в зависимости от направления регулирования), либо (чаще всего) пока не стронется шторка КХХ. Но так как регулирование в случае затрудненного вращения ротора КХХ уже превратилось в избыточное ("перерегулирование"), обороты изменятся в бОльшей степени, чем нужно ЭБУ. Начнет происходить обратный процесс изменения импульса КХХ, заканчивающийся перерегулированием в противоположную сторону.
Для себя я отметил такую закономерность: если КХХ убит чуть-чуть, период колебаний оборотов (и изменение процента КХХ) составляет примерно 2-3 сек (одна ступень "перерегулирования"), если побольше- тогда раз в 3-5 сек, и с бОльшим провалом и подъемом оборотов. Не правда ли, что-то напоминает?
Теперь к практике: если Вашу схему немного доработать (как на рисунке) и использовать "угольный" (не проволочный!) переменный резистор, тогда на Вашем КХХ можно будет имитировать управление процентом открытия шторки. Единственное, что может потребоваться- поменять номинал резистора 6.8к на другой, в зависимости от полученного диапазона регулирования. Это связано с разными модификациями КХХ, отличающимися "крутизной" характеристики. Номиналы резисторов указаны для КХХ 1SZ 2003 года, с тремя винтами крепления к БДЗ (это мой двигатель).